Издревле на Руси бытовала пословица: «Соха кормит, ремесло поит, промыслы обувают, одевают». В свободное от основной работы время, после окончания сельскохозяйственной страды, тамбовские крестьяне не сидели сложа руки. Мужчины изготовляли бытовой и транспортный инвентарь, делали колеса, сани, телеги, плели рожки, веревки, лапти. Еще в письменных источниках 17 века встречаются упоминания о портных, сапожниках, шапочниках, горшечниках, печниках и других ремесленниках Тамбовского края. Деревообрабатывающие промыслы преобладали в Спасском, Моршанском, Шацком, Тамбовском, Темниковской уезде. Наиболее распространенными являлись столярный, экипажный, бондарный, корзиночный, дужный и щепной промыслы.
Я же, для себя и задания, решила выяснить: чем в то время занимались женщины?
Женщины - тамбовчанки всегда славились как большие рукодельницы. По всей Тамбовщине было развито ткачество, вышивка, кружевоплетение, ковроткачество. Художественное начало пронизывало насквозь и быт, и труд крестьянства.
*********************************************************************
Методические рекомендации.
Одной из главных задач школы является интеллектуальное и творческое развитие учащихся через урочную и внеурочную деятельность. У учителя-предметника есть много возможностей, используя которые он может решать проблему развития творческих возможностей ребенка. Народное творчество помогает детям узнать быт русского народа, его традиции, уклад народной жизни; воспитывает художественный вкус.
Одним из наиболее эффективных путей развития творческих художественных способностей является взаимосвязь народных промыслов и общеобразовательных предметов. Поэтому возможно проведение уроков и внеклассных мероприятий. Интересными получаются уроки, где используются межпредметные связи; где предметы, изучающие народные промыслы (ИЗО, музыка, МХК) и химия работают в паре.
Данный видеоресурс может быть использован на уроке химии в 10 классе «Полимеры», в рамках которого изучаются природные и химические волокна. Но наибольшее применение он найдет во внеурочной деятельности.
*********************************************************************
P.S. Хочу рассказать о том, вернее о ком, кто натолкнул меня на мысль рассказать о женских ремёслах. На недавних курсах познакомилась с Татьяной Федотовой, которая работает учителем начальных классов в г.Моршанске.
В разговоре выяснилось, что она большую часть свободного времени посвящает КУКЛАМ, но не играет в них, а создаёт. О том, как она пришла к этому, Татьяна ответила так:
"У меня есть любимое хобби-изготовление кукол. Заниматься этим видом декоративно-прикладного творчества стала совсем недавно. А началось всё так.
В интернете дочка увидела, как много мастериц выкладывают мастер-классы по изготовлению интерьерных кукол и тоже захотела попробовать сшить свою куклу. Я её идею поддержала, и мы начали нашу кропотливую работу. Прочли немало литературы, посмотрели много образцов и выбрали для себя более подходящий вариант.
Когда мы начали шить куклу, мне казалось, что наша работа займёт много времени и будет так кропотлива. Но все трудности в изготовлении интерьерной куклы были забыты сразу, как только увидели, что всё у нас получилось. Результат оправдал наши ожидания.Дочка решила попробовать сшить следующую куклу полностью сама и предложила мне тоже попробовать. В итоге мы начали шить наших малышек. И мне понравилось. Шитьё таких кукол – прекрасно поднимает настроение и в результате получается эксклюзивная кукла ручной работы. Не прошло и месяца, а наши новые красавицы были готовы.Теперь это моё любимое занятие. Во время изготовления моих красавиц я не замечаю, как летит время. А результат доставляет огромное удовольствие. Я думаю, вы согласитесь, что кукла, изготовленная своими руками, вызывает определенные эмоции, она оригинальна и имеет свою особую энергетику и характер. Расположив такое чудесное создание в своем доме на одном из самых видных мест, можно быть уверенным, что она никого не оставит равнодушным. Она внесёт в дом свою изюминку и станет прекрасным дополнением интерьера. А тем временем моя коллекция все пополнялась.К ним добавились мягкие игрушки. Так как я работаю учителем начальных классов, то, конечно, предложила ребятам тоже попробовать изготовить игрушки своими руками. Дети с удовольствием согласились. И вот что получилось.Теперь у меня есть хобби, которое нравится не только мне, но и моей дочке, и моему любимому классу. А ведь я и не могла подумать, что предложение дочки развернет такие действия. Но это не всё, теперь я учусь рисовать красивые лица моим куклам и верю, что у меня обязательно получится!"
(Вся информация и фотографии детей опубликованы с согласия родителей)
*********************************************************************
Источники информации:
2. М.И. Долженкова, Ю.А. Толмачев "Тамбовская художественная культура". - издательство ТГТУ http://libed.ru/knigi-nauka/378320-1-mi-dolzhenkova-tolmachev-tambovskaya-hudozhestvennaya-kultura-izdatelstvo-tgtu-administraciya-tambovskoy-oblasti.php
Спасибо, Очень интересная и познавательная работа про Тамбовский костюм.
ОтветитьУдалитьДобрый день, Евгения. Рада, что работа понравилась ещё кому-то, кроме меня и сына)
УдалитьЗдравствуйте, Наталья Александровна!
ОтветитьУдалитьВаша работа - супер. Ролик готов к использованию на уроках. Всё доступно, хороший видеоряд, озвучка великолепная!Всё вышло очень профессионально!
Очень приятно, когда твою работу положительно оценивают коллеги. Открою маленький секрет - она была сделана за 4 часа, т. дистанционка отняла все силы и память)))
Удалить